При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:
В предложения, характеризующие особенности наследственности и изменчивости человека, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:
а — кариотип 44 + XXY имеют мальчики с синдромом...
б — позволяет определить роль генотипа в проявлении фенотипических признаков организма ... метод.
Формулой 2n4c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:
а — постсинтетического (G2) периода интерфазы
б — метафазы мейоза I
в — поздней телофазы митоза
г — анафазы мейоза I у каждого полюса клетки
д — профазы мейоза II
Определите химический элемент живых организмов по описанию:
— микроэлемент;
— входит в состав гемоглобина;
— участвует в клеточном дыхании.
Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний:
Определите тип наследования:
В кариотипе диплоидного вида лука 16 хромосом. Составьте полиплоидный ряд представителей рода Лук, используя перечисленные наборы хромосом:
а — 8; б — 32; в — 24; г — 14; д — 17; е — 48; ж — 15; з — 36.
Клетка, обозначенная на схеме сперматогенеза цифрой 1:
На графиках показана зависимость нереста у восточной сельди (рыба семейства Сельдевые) и беломорской трески (рыба семейства Тресковые) от температуры.
Проанализируйте графики и укажите верный вывод:
У спирогиры:
а — вегетативное тело состоит из одной клетки
б — таллом нитчатый
в — хлоропласт в виде незамкнутото пояска
г — бесполое размножение - фрагментация
Биологический объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации живых систем, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Если построить экологические пирамиды, отражающие трофические отношения между яблоней и гусеницами яблонной плодожорки, то перевернутый вид будут(-ет) иметь:
а) пирамида чисел; б) пирамида энергии; в) пирамида биомассы.
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Известно, что бактерия является анаэробной патогенной бациллой. Выберите из текста предложения, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1)Столбняк — острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией. (2)Это крупная грамположительная палочковидная бактерия, вырабатывающая один из самых сильных биологических ядов. (3)Поверхность клетки покрыта многочисленными жгутиками. (4)Бактерия образует овальные споры, превышающие диаметр клетки в 2−3 раза. (5)Они устойчивы к воздействиям внешней среды и могут длительное время сохраняться в почве. (6)Для своего развития эта бактерия не требует наличия свободного кислорода.
На упаковках семян написано: Томат Раница и Томат Пралеско. Это названия ...томата:
Укажите утверждения, верные в отношении эндокринной системы человека:
а) по химической природе гормоны инсулин и глюкагон являются углеводами; б) поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции; в) тироксин влияет на рост, развитие, обмен веществ; г) надпочечники вырабатывают окситоцин и пролактин; д) при недостатке соматотропина развивается кретинизм.
Выберите подходящие описания (а-ж) для структур, обозначенных на схеме строения глаза человека цифрами (I-IV):
а) плотная оболочка; защищает глаз от механических и химических воздействий
б) оболочка глаза; содержит фоторецепторы
в) передняя часть склеры, которая преломляет лучи света
г) структура, относящаяся к вспомогательному аппарату глаза
д) совокупность нервных волокон
с) полость, заполненная прозрачной желеобразной массой
ж) средняя оболочка глаза
1) I — г; II — ж; III — б; IV — а;
2) I — в; II — а; III — ж;
3) I — г; II — a; lll — 6; IV — e; IV — е;
4) I — a; II — д; III — б; IV — ж.
Ответ:
Дана пищевая цепь: дуб → шелкопряд → поползень → ястреб. На первом трофическом уровне энергетический запас в виде чистой первичной продукции составляет 5 · 104 кДж энергии. Ha втором и третьем трофическом уровне нa прирост биомассы организмы используют по 10 % своего пищевого рациона. Рассчитайте, сколько энергии (кДж) используют наприрост биомассы консументы третьего порядка, если на дыхание они расходуют 60 % и с экскрементами выделяют 35 % энергии рациона.
Ответ:
На рисунке строения инфузории туфельки структура, которая контролирует жизненные процессы, за исключением полового процесса, обозначены цифрой... .
Ответ запишите цифрой. Например 10.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ясень; 2) рожь; 3) очиток; 4) вольвокс; 5) сальвиния; 6) подорожник.
Ответ:
Установите вклад в развитие биологии следующих ученых:
А) Ф. Крик
Б) Т. Морган
В) К. А. Тимирязев
1) ввел термин «биосфера»
2) участвовал в изучении процесса фотосинтеза
3) разработал хромосомную теорию наследственности
4) является одним из авторов трехмерной модели ДНК
Ответ:
Определите суммарное количество водородных связей, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями участка молекулы ДНК, если одна из цепей имеет нуклеотидную последовательность:
ЦАГ ААГ ТЦГ ЦГА
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, относящихся к соединительной ткани в организме человека:
1) образует связки и сухожилия
2) бывает покровной и железистой
3) относится к пограничным тканям
4) питание обеспечивают клетки глии
5) межклеточное вещество может быть представлено волокнами
6) входит в состав стенок крупных кровеносных и лимфатических сосудов
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Установите, какой этап эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждому из предложенных процессов:
А) образование хорды
Б) образование бластомеров
B) формирование пищеварительной трубки
Г) образование двух зародышевых листков
Д) формирование полого шаровидного однослойного зародыша
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто- и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) наличие грудного киля;
2) органы выделения — тазовые почки;
3)срастание ключиц с образованием вилочки;
4) дифференциация позвоночника на пять отделов;
5) хорошо развитые грудные и подключичные мышцы
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) сова
2) линь
3) жаба
4) хомяк
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Ответ:
Для каждого животного укажите систематическую группу, к которой оно принадлежит:
А) дафния
Б) слизень
В) аурелия
Г) кальмар
Д) пескожил
1) Моллюски
2) Ракообразные
3) Плоские черви
4) Круглые черви
5) Кольчатые черви
6) Кишечнополостные
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) хорда
2) диафрагма
3) тазовые почки
4) первичная полость тела
5) замкнутая кровеносная система
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают моносомию. В их распоряжении имеется семь образцов клеток растений (облепиха, редька, вишня), содержащих разное количество хромосом:
1) 31; 2) 19; 3)72; 4) 17; 5) 33; 6) 23; 7) 25.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами данного исследования, если известно, что гаплоидный набор хромосом у облепихи равен 12, у редьки — 9, у вишни — 16 и каждый моносомик образовался в результате мутации по одной паре хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Для каждого примера видообразования укажите форму изоляции, которая обусловила видообразование:
A) диплоидная и полиплоидная расы рябины обыкновенной
Б) расы мари белой, образовавшиеся в результате смещения сроков цветения
из-за различного режима увлажнения
B) популяции сельди атлантической с разными сроками и местами нереста,
различающимися температурой воды
Г) близкородственные виды цикад, различающиеся сигнальными звуками,
которые они подают для привлечения особей противоположного пола
1) генетическая
2) этологическая
3) экологическая
4) морфофизиологическая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б4В2Г1.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы выносливости;
2) представители нектона имеют хорошо развитую мускулатуру, обтекаемую форму тела, эластичные кожные покровы;
3) орографические абиотические факторы подразделяют на физические и химические, примером последних является кислотность почвы;
4) при отсутствии дефицита воды эффективной защитой растений от перегрева может быть усиленная транспирация благодаря большому количеству устьиц в листьях;
5) у светолюбивых растений в листовых пластинках столбчатая паренхима обычно развита слабо и представлена одним слоем клеток, хлоропласты крупные, много межклетников;
6) у ксерофитов тонкие листовые пластинки с постоянно открытыми устьицами, у некоторых имеются специфические «водяные устьица», через которые вода выделяется в капельно-жидком состоянии.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Путем диффузии через цитоплазматическую мембрану могут перемещаться:
1) ионы Cl–;
2) полисахариды;
3) углекислый газ;
4) иммуноглобулины;
5) фибриллярный белок кератин.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
Путем экзоцитоза осуществляются:
1) поступление в клетку воды;
2) поглощение чужеродных частиц макрофагами;
3) секреция глюкагона клетками поджелудочной железы;
4) выведение из клетки синтезированных полисахаридов;
5) всасывание аминокислот из первичной мочи почечными канальцами.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
Одно из аутосомных заболеваний человека, связанное с нарушением синтеза гемоглобина, наблюдается в двух формах: тяжелой (у доминантных гомозигот) и легкой (у гетерозигот). Женщина с легкой формой заболевания и группой крови А(II) выходит замуж за мужчину с легкой формой заболевания и группой крови В(III). У их первого ребенка нормальный синтез гемоглобина и группа крови 0(I). Определите вероятность (%) рождения в этой семье ребенка с легкой формой заболевания и группой крови В(III), если признаки наследуются независимо и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Ответ:
Выберите три примера иммунного ответа:
1) рвота при пищевом отравлении
2) повышение уровня глюкозы в крови при сахарном диабете
3) высвобождение тромбопластина после повреждения тромбоцитов
4) выработка антител в ответ на проникновение в организм чужеродных агентов
5) устойчивость организма человека к клещевому энцефалиту после введения соответствующего иммуноглобулина
6) разрушение собственных клеток организма, инфицированных патогенными внутриклеточными микроорганизмами
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Ответ:
Укажите недостающее звено в последовательности, определяющей систематическое положение сосальщика печеночного:
царство Животные → тип ... → класс Сосальщики.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Определите плод по описанию:
сухой; многосемянный; вскрывается двумя створками; семена располагаются в один ряд и прикреплены к створкам; характерен для фасоли.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Укажите утверждения, верные в отношении организма человека:
1) лейкоциты способны образовывать ложноножки;
2) внутренняя среда организма включает кровь, лимфу и тканевую жидкость;
3) эритроциты активируют превращение фибриногена в фибрин с образованием тромба;
4) недостаточное количество тромбоцитов является причиной серповидноклеточной анемии;
5) в результате перенесенного инфекционного заболевания развивается естественный приобретенный иммунитет.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ: